Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7

 

 

 

 

 

Результаты анкетирования  школьников о мотивации к  изучению предмета «Физическая культура».

 

        
Составитель:
учитель физической культуры МАОУ СОШ № 7
Ермоленко Н.П.

                                            ст. Полтавская 2012 г.

 

 


  Одной из самых важных проблем современной школы является формирование у учащихся положительной мотивации к обучению, в результате которой они смогли бы как под руководством учителя, так и самостоятельно осуществлять доступную им деятельность. Как организовать процесс физического воспитания, приносящий удовольствие детям и формирующий готовность школьников к самостоятельной деятельности по физической культуре, – вот вопрос, волнующий исследователей не только в нашей стране, но и за рубежом.
       С целью информационного обеспечения управления самостоятельной учебной деятельностью школьников на уроках физической культуры методом анкетирования изучались мотивационная сфера учащихся  четвертых классов  (количество  85 человек). Интервьюирование проводилось в третьей четверти учебного года.
       Анкета   содержала 8 вопросов, которые  не имели вариантов ответа на поставленный вопрос. Четвероклассникам предлагалось самостоятельно дополнить, закончить вопросы первой пришедшей в голову мыслью; школьники могли давать несколько вариантов ответа на один вопрос.

Так думают дети:

Как и следовало ожидать, подавляющему большинство школьников четвертого класса «заниматься физкультурой» «очень нравится»: – 12,86 % опрошенных, «нравится» – 71,1 %, «хочется» – 11,4 %, т.е. у 95,4 % детей – высокий рейтинг предмета «физическая культура».  Для 4,6 % данный предмет не имеет значения.
За последние 10 лет интерес младших школьников к средствам физического воспитания не претерпел существенных изменений. По данным специалистов, самой популярной у детей была игра, на втором месте – бег, на третьем месте – прыжки. «Урок физкультуры нужен для того, чтобы»: «быть здоровым» – 38,6%, «быть сильным» – 32,9%, «развивать мышцы, тело» – 7,2%, «укреплять силы, здоровье» – 5,3%, «быть крепким» – 4,3%, «не болеть» – 5,1%, «иметь силу» – 3,6%, а также «быть красивой», «стройной», «быть в хорошей форме», «быть гибким», «не толстеть», «защищаться», «организм был здоров», «было хорошее здоровье», «быть в хорошей форме», «поддерживать свои жизненные силы» и т.д. Эти высказывания свидетельствуют, что четвероклассники имеют достаточные знания о влиянии двигательной активности на организм человека и только от взрослых зависит реализация данных знаний в умения и навыки.
Большинство школьников опрошенных классов единодушны с учителями и родителями, что двух уроков физкультуры в неделю недостаточно. Оптимальным считают следующее их количество: 1 урок –4,3%  четвероклассников, 2 урока – соответственно 8,7%, 3 урока – 15,3% и  4 урока – 29,8% , 5 уроков, т.е. каждый день один урок физкультуры в режиме школы – 32,8%, 6.
Данные цифры свидетельствуют, что физическое воспитание как педагогический процесс, представляет собой ценность для большинства учащихся младших классов.
Программа по физической культуре для четвертого  класса рекомендует следующие виды движений: разновидности ходьбы и бега, подтягивание в висе на низкой, высокой перекладине, прыжки, лазанье, перелезание, метание, отдельные виды акробатики и т.д., которые соответствуют интересам школьников.
У 42,9 % детей нет «нелюбимых упражнений». У остальной части нелюбимые упражнения распределились следующим образом: «отжимание» – 17,2%, бег – 12,9%, приседания – 8,6%, подтягивание – 7,2%, эстафеты – 5,1%. Замечено, что детям не нравятся те упражнения или виды движений, которые у них не получаются, и наоборот. В работе по физическому воспитанию необходимо учитывать данный фактор, заменять «нелюбимые» упражнения подводящими, подготовительными, с тем, чтобы они перешли в раздел любимых, так как заставляя детей выполнять «нелюбимые» ими упражнения, учитель создает стрессовую ситуацию, которая может привести к нежеланию заниматься физическими упражнениями в последующие возрастные периоды.
Дети считают, что на уроках физкультуры надо больше бегать (30,9%), заниматься подвижными играми («играть», «бегать наперегонки», «соревноваться командами», проводить эстафеты, конкурсы) – 32,4%, прыгать – 8,5%.
Соревнования как организованный вид досуга привлекает всех опрошенных детей, им нравится наблюдать за теми соревнованиями, в которых участвуют их друзья, знакомые, одноклассники. Это подтверждают результаты анкетирования. «Веселые старты» среди детей являются ведущими соревнованиями, предпочтение этому виду отдали 22,2%. 13,5%.  Учащиеся четвертых  классов на вопрос :«Для чего занимаешься спортом?»  Ответы распределились следующим образом: «чтобы быть сильным» – 27,8%, «здоровым» – 16,6%, «быть стройной» – 8,9%, «укреплять тело», «развивать мускулы» 6,9%, «быть красивой» – 5,2%, «не болеть» – 4,2%.  Дети, которые занимаются спортом продолжительное время, ставят определенные цели: «для победы», «чтобы выигрывать», «стать чемпионкой мира по гимнастике» и т. д. Можно предположить, что при педагогически грамотном руководстве со стороны взрослых данную мотивацию занятий спортом возможно не только развить, но и поддержать.
Зачем это нужно взрослым?
       Информация, полученная учителем физической культуры в результате подобных опросов, дает ему возможность оценить состояние мотивационной сферы младших школьников и на основе этих данных спланировать свою работу по организации их самостоятельной учебной деятельности на уроках физической культуры.
Анализ ответов  85 четвероклассников  показал, что у школьников сформирована положительная мотивация на двигательную активность, они правильно оценивают воздействие физических упражнений на организм человека.
Ряд авторов подчеркивают важное место младшего школьного возраста в формировании личности и, как следствие, необходимость смещения акцента в физическом воспитании на начальную школу, так как мотивы, сформированные в данном возрасте, могут стать ведущими для школьников в деле приобщения их к самостоятельным занятиям физической культурой.